ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Атаев М., 3 курс, специальность – Программное обеспечение информационных технологий,

Язмурадова А., 4 курс, специальность – Программное обеспечение информационных технологий,

Международный университет нефти и газа, г. Ашхабад, Туркменистан

Рахмедов Ш., преподаватель кафедры Информатики и информационных технологий

Язлыев Е., преподаватель кафедры Экономики и управления нефтегазовой отрасли

Международный университет нефти и газа, г. Ашхабад, Туркменистан

В настоящее время нельзя представить учебный процесс без применения проектора или интерактивной доски. И это касается не только дисциплин, напрямую связанных с обучением информационных и компьютерных технологий, так, на сегодняшний день большинство учителей и преподавателей самого различного профиля не представляют процесс преподавания без этого замечательного оборудования. Мы даже не будем говорить о различных семинарах и практических конференциях, проведение которых без этого оборудования в настоящее время просто немыслимо. Очевидна, также и разница между проектором, который осуществляет одностороннюю связь с компьютером и интерактивной электронной доской, осуществляющей полноценную двухстороннюю связь [1]. По сути проектор является только частью интерактивной доски.

Интерактивная доска выглядит как обычная маркерная, но подключается к компьютеру с помощью проводов (USB-кабель или кабель последовательного порта) или с помощью беспроводной связи или Bluetooth. На компьютер устанавливается специальное программное обеспечение, благодаря которому интерактивная доска превращается в полноценное устройство ввода данных. Теперь все, что будет написано или нарисовано на поверхности интерактивной школьной доски, будет отображаться на экране компьютера. А изображение с экрана компьютера с помощью подключенного проектора будет проецироваться на ее поверхность. Полученная интерактивная система предоставляет пользователям неограниченные возможности при демонстрации презентаций и проведении уроков, тренингов, обучающих семинаров. Использование интерактивной доски на уроке дает учителю множество преимуществ, позволяющих сделать занятия эффективнее и интереснее для учеников.

Стоимость интерактивной доски в зависимости от ее функционала может серьезно варьировать и стоить может это оборудование достаточно дорого. Поэтому и приобретаются интерактивные доски строго в ограниченном количестве. В отличие от тех же проекторов, которые устанавливаются стационарно практически во всех лекционных аудиториях и компьютерных классах.

Использование проектора дает конечно же достаточно возможностей для выступающего (преподаватель, докладчик), однако ограничивает его свободу перемещения среди слушателей, заставляя его находиться за компьютером, которому подключен проектор.

Поэтому в данной работе мы задались целью разработать программное обеспечение, которое позволило бы установить двухстороннюю связь с изображением которое проецирует проектор. Для этого нам понадобилась обычная стандартная веб-камера, стандартная лазерная указка, проектор, компьютер и конечно же разработанное программное обеспечение. Идея была достаточно проста и заключалась в том, чтобы компьютер «слушался» лазерную указку, управляемую докладчиком и наведенную на проецируемое проектором на монотонной стене или доске (или на любой плоской подходящей поверхности) изображение.

Для этого программное обеспечение с помощью веб-камеры перехватывает изображение с наведенным на нее лучом и начинает обрабатывать его посредством  компонента TTimer каждую секунду. Кадры, получаемые от веб-камеры, размещаются в компоненте TImage в виде Bitmap рисунка, далее происходит анализ массива пикселей (точек) на наличие точек, соответствующих цвету и положению лазерного луча на кадрах. Анализ производится расщеплением цвета с помощью цветовой модели RGB (Red – красный), Green – зеленый, Blue – синий) на соответствующие цвета. Для этого используются следующие функции: GetRValue() – анализ красной границы цвета, GetGValue() – анализ зеленой границы цвета, GetBValue() – анализ синей границы цвета [2]. В результате применения указанных функций в определяется положение луча на проецируемом изображении. Далее программа с помощью WinAPI функций направляет мышь на соответствующее место уже на экране компьютера. Это продолжается каждый следующей интервал времени и создается ощущение двухсторонней связи проектора и компьютера.

Не ограничиваясь лишь перемещением мыши по указке, мы создали эмуляцию нажатия кнопки мыши. Для этого выступающему достаточно быстро выключить и включить лазерную указку подобно нажатию на кнопку мыши. Программа анализируя соседние кадры изображения с лучом и без луча, расценит это как сигнал эмулирования нажатия на кнопку мыши. А чтобы не зависеть от цвета луча лазерной указки, мы заложили в программу тестовое распознавание луча, когда перед выступлением докладчик может запустить программный тест, который потребует за достаточно короткий промежуток времени направить лазерную указку на определенное место для распознавания ее цвета и все! Теперь можно запускать основной режим выступления.

Разработанное программное обеспечение позволяет с помощью лазерной указки наведением и «нажатием» удаленно запускать различные программы, перелистывать слайды презентации и даже перетаскивать и перемещать объекты на экраны.

Таким образом, доступными техническими приспособлениями и программным обеспечением можно эмулировать работу достаточно эффективной интерактивной доски.

Литература:

  1. M. Çüriýew. Multimediýa tehnologiýalary. Ýokary okuw mekdepleri üçin okuw kitaby. A-2016, 163 sah.
  2. А.Я.Архангельский. Программирование в Delphi. Москва Издательство БИНОМ, 2008.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *